Обзор

    Основанная в 1984, Gradient, сразу стала визитной карточкой финского дизайна и качества в области аудио индустрии.

    Уже с начала производства были привлечены известные дизайнеры, а первая модель Sibelius Academy до сих пор является украшением интерьеров. В 1987 году компания получает свой первый приз от Финского форума дизайна.

    Продукция компании попадает в музей современного искусства г. Хельсинки, а чуть позже и в музей индустриального искусства г.Токио, Япония.

    В настоящее время компания Gradient, семейный бизнес из города Порву, выпускает полную линейку акустических систем, включая акустику для домашнего кинотеатра.

    История

    Фирма Gradient широко известна в узких кругах аудофилов, благодаря инновационным конструкторским решениям, которые были использованы при создании громкоговорителей. Возникает вопрос, как ей удалось достичь признания? Вот краткий ответ: Г-н Йорма Салми (Jorma Salmi), главный разработчик и основатель фирмы Gradient, начал свой творческий путь в компании Lohja Corporation Electronics на должности менеджера акустической лаборатории, где спроектировал несколько моделей акустических систем, используя свои новаторские идеи. Хотя «новаторскими» их можно было назвать условно, поскольку в плане функционирования эти колонки ничем не отличались от традиционных.

    Позже Йорма Салми познакомился с инженером Андерсом Уекстремом (Anders Wecktström) и пригласил его к себе в лабораторию. Вместе молодые люди начали проводить исследования и решать вопросы взаимодействия между акустическими системами и комнатой прослушивания. В результате в 1982 году появился научный труд на тему «Влияние комнаты прослушивания на качество звучания громкоговорителей и способы его минимизации», с которым авторы познакомили аудио общественность на 71м Съезде Общества Инженеров-Акустиков в Монтре. В своем докладе они показали, что практически любая колонка приемлемого уровня качества звучит на удивление хорошо в безэховом пространстве, и что различия возникают, когда акустические системы устанавливаются в комнате прослушивания. Докладчики полагают, что прогресс в разработках громкоговорителей, начиная с 1950-х годов, не привел к существенному улучшению качества воспроизведения звука по причине игнорирования воздействия акустических особенностей помещения. Также были приведены примеры конструкторских решений колонок, которые сводили к минимуму влияние комнаты прослушивания. Более детальное описание можно найти в обзоре Роберта Грина (Robert E. Greene) на сайте www.regonaudio.com. После нескольких лет исследований этого вопроса, Йорма Салми принял решение создать собственную фирму по производству громкоговорителей Gradient. На дворе стоял 1984 год, и главная идея заключалась в том, чтобы разрабатывать и производить громкоговорители для прослушивания музыки в стандартных комнатах, а не в безэховых камерах. Первая модель Gradient 1 выглядела довольно странно на первый взгляд. Направленный вниз низкочастотный динамик диаметром 20 см, установленный вверх под углом 45 градусов полностью открытый дипольный излучатель диаметром 30 см, и четыре высокочастотных головки диаметром 2,5 см на специальном шесте. Несмотря на необычную конструкцию, акустическая система обеспечивала ровную амплитудно – частотную характеристику и эффективно сводила к минимуму искажения, возникающие в результате взаимного влияния комнаты. До момента отправки Gradient 1.0 в массовое производство, сотрудники компании предложили прототип на тестирование редакции финского аудио журнала. Название статьи звучало довольно помпезно «Один Давид и три Голиафа», и это было не случайно, поскольку в качестве конкурентов были прослушаны такие известные модели, как AR 9LS, B&W 801 и Quad ESL 63. Gradient 1.0 достойно выдержал испытание, однако более важным был следующий момент. Автор обзора получил информацию о том, что Музыкальная Академия имени Сибелиуса искала качественные колонки для своих нужд. В результате Йорма Салми получил заказ на создание моделей Gradient 1.0 и 1.1 для озвучивания аудиторий, а также более крупных 2.1 и 2.0 для больших залов. Таким образом, молодая фирма была обеспечена работой на несколько лет вперед. Чуть позже ведущий финский дирижер Йукка-Пекка Сарасте (Jukka-Pekka Saraste) проявил интерес к колонкам Gradient и приобрел модель 1, а известный композитор Пааво Хайнинен (Paavo Heininen) выбрал модель Gradient 2.0. В дальнейшем Йорма Салми и его сотрудники осознали важность промышленного дизайна в таких изделиях, как акустические системы. Йорме повезло, что в начале своей карьеры он работал в компании Lohja Corporation вместе с промышленным дизайнером Йуккой Ваайакаллио (Jukka Vaajakallio), который позже стал очень популярным в Финляндии. Первым совместным проектом стала модель Gradient Avanti. Акустическое оформление взял на себя Йорма Салми, для которого звучание всегда было приоритетом по сравнению с внешним видом. Колонки Avanti стали необычайно успешными и даже получили специальную награду «Лучший Дизайн Финляндии». В 1989 году Йукка Ваайакаллио разработал новую форму для модельной серии 1. В результате появилась потрясающего вида Gradient 1.3, где вместо кубического корпуса для низкочастотного динамика была использована камера овальной формы, изготовленная из литого полиуретана. Она была довольно жесткой и в тоже время более легкой и удобной для транспортировки, чем «ящики» с острыми краями. Не случайно модель Gradient 1.3 стала экспонатом в музеях промышленного искусства в Хельсинки и Токио, а также была представлена во многих странах, как часть коллекции Финского Промышленного Дизайна. Понятно, что Gradient 1.3 была первой экспортной моделью фирмы и получила много превосходных оценок в известных аудио журналах многих стран, как, например, The Absolute Sound и Stereo Review в рубрике «Руководство для Покупателя». Более подробную информацию об этом периоде можно найти на сайте: http://www.regonaudio.com/Gradients.html На съезде Общества Инженеров-Акустиков Йорма Салми познакомился с основателем фирмы Quad Питером Уокером и его сыном Россом, которые искали нового дистрибутора их колонок в Финляндии. Встреча переросла в деловое сотрудничество, и в 1989 году компания Gradient начала импортировать легендарные электростатические громкоговорители Quad. К тому времени у Йормы были уже наброски чертежей дипольных сабвуферов для этих акустических систем, и с помощью этого сотрудничества проект был успешно реализован. Первая модель Gradient SW-63 также служила подставкой для знаменитой ESL-63. Связка Quad ESL-63 – Gradient SW-63 была настолько удачной, что и по сей день считается одной из лучших акустических систем, которые когда-либо были сконструированы. В 1992 году был сконструирован сабвуфер Gradient SW-57, который имел дипольную конструкцию с открытой лицевой панелью. Оба изделия получили признание у руководства Quad и были проданы во многих странах мира. Сотрудничество с фирмой Quad позволило обеспечить глобальный экспорт для изделий компании Gradient, что было очень важно, поскольку в этот период в Финляндии разразился экономический кризис. Следует отметить, что на плаву удержались только две компании по производству громкоговорителей — Genelec и Gradient. После 1.3 в 1993 году была выпущена модель Revolution, конструкция которой базировалась на дальнейших исследованиях взаимодействия между комнатой и колонками. Компания выдвинула концепцию «Идеального Громкоговорителя», который сочетал в себе вращающуюся секцию с дипольным низкочастотным динамиком и средне — и высокочастотные излучатели с кардиоидной (круговой) диаграммой направленности. Активная версия Revolution была выпущена в 1999 году. 1994 год был годом «маленькой» Revolution — Gradient Evidence, которая имела аналогичный корпус с акустическим сопротивлением и кардиоидной диаграммой направленности. Благодаря оригинальному конструкторскому решению, обе модели Revolution и Evidence можно устанавливать даже впритык к стене без потери качества звучания. В 1996 году инженеры фирмы создали колонку Gradient Intro с коаксиальным точечным источником и фазоинвертором, труба которого была оснащена узкополосным режекторным фильтром — резонатором Гельмгольца для подавления резонанса полуволны фазоинвертора. Чтобы удовлетворить возрастающий спрос на колонки для многоканальных систем, разработчики фирмы Gradient в 1996 году создали компактный двухполосный громкоговоритель Gradient Prelude. В нем также была использована технология коаксиального динамика, который для этой цели сконструировали специалисты норвежской фирмы SEAS. Слава финских акустических систем пересекла не только Атлантический океан, но и вызвала интерес в Стране восходящего солнца. Г-н Киучи (Harmonix Professional Tuning Devices Combak Corporation) попросил Салми создать мини мониторы для своей компании на основе модели Prelude. Так появилась акустическая система Reimyo/ Bravo класса High End, которая включала в себя усовершенствованную версию коаксиального динамика, более жесткую конструкцию корпуса, две пары клемм и т.д. Новая модель Laura, созданная в 2008 году, как и предыдущие Prelude, Lauri и Bravo, была также оснащена коаксиальным динамиком, плюс двумя пассивными радиаторами на тыльной панели. В 2007 году аудио мир увидел, наверное самую эксцентричную модель с необычной «внешностью» под названием Gradient Helsinki 1.5. Конструкция поражала отсутствием корпуса и в то же время воспроизводила звук согласно акустическим принципам, которыми руководствуется фирма Gradient с момента своего основания. Пользователи акустических систем под названием Gradient – это люди, которые ценят хорошо сконструированные изделия высокого качества сделанные на совесть. Основой успеха компании являются передовые технологии, удовлетворение запросов клиентов и безграничная любовь к музыке. Основные факты из истории фирмы Gradient 1984 ПЕРВЫЕ МОДЕЛИ GRADIENT БЫЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ФИНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ СИБЕЛИУСА Первым клиентом фирмы Gradient, была Академия имени Сибелиуса, которая заказала серию громкоговорителей еще до момента появления первой коммерческой модели Gradient 1.0 на рынке. Ее последующие версии Gradient 1.1 и 1.2 изготовлены по аналогичному принципу с некоторыми механическими и акустическими модификациями. 1989 НАЧАЛО ПРОДАЖ НА ЭКСПОРТ В 1989 году корпус с низкочастотным динамиком Gradient 1.2 в форме куба был заменен элементом овальной формы из литого полиуретана. Кроме того, инженеры установили новый изготовленный по специальному заказу среднечастотный излучатель и алюминиевый модуль для высокочастотных головок. Эта версия получила название Gradient 1.3 и стала первой экспортной моделью. Колонки получили признание во многих странах мира и хвалебные отзывы в специализированных журналах, как, например, The Absolute Sound и Stereo Review. Одновременно с этой серией, разработчики фирмы создали более крупные громкоговорители, корпуса которых были отделаны шпоном финской березы. Модельный ряд Gradient 2.0/2.1/2.2/2.3 и 3.0 предназначался для внутреннего рынка. 1991 СОТРУДНИЧЕСТВО С QUAD В результате сотрудничества с основателем легендарной фирмы Quad Питером Уокером инженеры Gradient сконструировали дипольные сабвуферы Gradient SW-63 в 1991 году и Gradient SW-57 в 1992 для колонок Quad ESL-57 и ESL-63.

    1993 REVOLUTION В результате исследований вопроса взаимодействия между колонками и акустическими особенностями помещения, которые продолжались на протяжении нескольких лет, специалисты фирмы Gradient в 1993 году выдвинули концепцию идеального громкоговорителя, Gradient Revolution in 1993.

    Сочетание вращающейся секции с низкочастотным динамиком и средне – высокочастотным излучателем с кардиоидной диаграммой направленности было абсолютно новым конструкторским решением в отрасли колонкостроения.

    1994 КОЛОНКИ ОКРУЖАЮЩЕГО ЗВУЧАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КИНОТЕАТРОВ Фирмв Gradient выпустила колонки окружающего звучания SR-4, сконструированные специально для домашних кинотеатров. Эта модель пришла на замену Gradient SR-1. Модель SR-4 сертифицирована согласно требованиям THX, в настоящий момент используется в составе систем в наиболее престижных кинозалах Хельсинки.

    1995 АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ ДОМАШНИХ КИНОТЕАТРОВ Любителям кино фирма предложила новые модели Gradient CC-1 и Gradient DS-1. Благодаря своему корпусу с системой акустического сопротивления, колонка центрального канала Gradient CC-1, абсолютно невосприимчива к звуковым особенностям помещения для прослушивания. Тыловой громкоговоритель изготовлен на основе дипольной технологии.

    1996 МОДЕЛЬ INTRO ДЛЯ ГОРОДСКИХ КВАРТИР

    В 1996 году на рынке появилась модель Gradient Intro, сконструированная специально для современных городских квартир. В колонке применяется коаксиальный точечный источник, как у Gradient Revolution и Gradient Evidence. Труба фазоинвертора оснащена резонатором Гельмгольца для подавления резонансов полуволны, которые всегда являются проблемой для фазоинвертора двухполосных динамиков.

    1997 GRADIENT REVOLUTION – ПРОДУКТ ГОДА Модель Gradient Revolution получила награду «Продукт Года 1997» от редакции авторитетного журнала Stereophile, (Stereophile, декабрь 1997).

    1999 GRADIENT PRELUDE Учитывая возрастающия требования к колонкам для многоканальных систем и компактные габариты комнат прослушивания, компания предложила рынку модель Gradient Prelude. Коаксиальный динамик – совместная разработка Gradient и SEAS – позволил создать двухполосный громкоговоритель высокого класса, который позже был признан одним из наиболее продаваемым в истории компании Gradient. В этом году на рынок поступила еще одна модель — Gradient Revolution Active. Полу активная версия Gradient Revolution сразу завоевала популярность во всем мире и до сих пор считается одной из лучших колонок, когда-либо сконструированной инженерами фирмы.

    2002 BRAVO!

    В содружестве с японской фирмой Combak Corporation на свет появилась двухполосная акустическая система класса High End Bravo.

    2005 НАГРАДА GOLDEN EAR ПРИСУЖДАЕТСЯ GRADIENT

    В 2005 году Награда «Золотое Ухо» (Golden Ear Award) была присуждена редакцией журнала The Absolute Sound за модель Gradient Revolution Active. 2007 GRADIENT HELSINKI 1.5

    В 2007 году компания Gradient реализует свою самую амбициозную концепцию «колонка без корпуса» (out of the box) и создает оригинальную акустическую систему Gradient Helsinki 1.5.

    2008 ЕЩЕ ОДНО «ЗОЛОТОЕ УХО» ФИРМЕ GRADIENT рус Журнал The Absolute Sound присудил компании Gradient еще одну награду Golden Ear Award за модель Gradient Helsinki 1.5.

    Акустические системы